Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» с 29.01.2020г. приступает к реализации третьего этапа мониторинга эффективности введенных ограничений в общеобразовательных организациях на использование детьми личных устройств мобильной связи. Сформирована экспериментальная площадка, образовательные организации сгруппированы в три группы – «первая» - организации с режимом ограничений на использование детьми личных устройств мобильной связи в течение всего учебного дня; «вторая» - организации с режимом ограничений на использование детьми личных устройств мобильной связи во время уроков; «третья» - организации, не вводившие никаких ограничений на использование детьми.

16.01.2020г. в целом по Российской Федерации была завершена работа первого (директора общеобразовательных организаций - 23 380 чел.) и второго этапа (педагоги, обучающиеся и их родители - 1189 731респондент) мониторинга, предусматривавших сбор информации об эффективности (неэффективности) ограничений использования сотовых телефонов в общеобразовательных организациях в формате разработанного ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора кросс-платформенного программного средства, позволяющего одномоментно вводить информацию тысячам пользователей.

Следует отметить, что полученные в ходе анкетирования данные позволяют сделать выводы о достаточной эффективности введенных ограничений на использование сотовых телефонов:

1) повысилась внимательность обучающихся во время уроков (72,9% респондентов);

2) повысилась умственная работоспособность школьников (70,0%);

3) снизилась тревожность детей, обусловленная потерей телефона (69,0%), ожиданием звонка или смс (79,3%);

4) повысились вербальные коммуникации между детьми и педагогами (50,2%),

5) увеличился уровень двигательной активности обучающихся во время перемен (58,3%).

В ходе третьего этапа мониторинга будет реализована его экспериментальная часть, специалисты оценят насыщение крови кислородом, успеваемость обучающихся, их двигательную активность во время перемен, показатели, характеризующие здоровье, концентрацию внимания, умственную работоспособность, память (долговременную и кратковременную), частоту сердечных сокращений, адаптационный потенциал, напряжение зрительного анализатора, осанку, реакцию на движущийся предмет.

В ходе мониторинга в программное средство «Мониторинг ограничений использования сотовых телефонов в школах», разработанное ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, внесена информация по 23 421 общеобразовательным организациям.

Установлено, что локальные нормативные акты приняты в 19 304 школ (82,4% от всех организаций, внесших мониторинговую информацию); ограничения введены на уроках и переменах в 31,9% школ, только во время уроков – 62,2% школ, ограничений нет – 5,9%; принятые ограничения затрагивают обучающихся с 1 по 11 классы (98,6%); в 81,3% школ принятые локальными актами ограничения касаются как школьников, так и учителей; регламентированы локации временного хранения сотовых телефонов - портфель – 74,7%, сейф – 2,3%, личные шкафчики – 1,1%, общие коробки – 12,4%, иное – 9,5%.

В рамках второго этапа мониторинга анкетирование прошли
1 193 630респондента (в т.ч. обучающиеся – 510 989 чел.; родители (законные представители) – 514 894 чел.; учителя – 167 630 чел.). Результаты анкетирования (второй этап): повысилась внимательность обучающихся во время уроков (73,1% респондентов), умственная работоспособность школьников (70,3%), вербальные коммуникации между детьми и педагогами (51,4%), уровень двигательной активности обучающихся во время перемен (59,0%). Снизилась тревожность детей, обусловленная потерей телефона (69,6%), ожиданием звонка или смс (79,7%).

В ходе третьего (экспериментального) этапа мониторинга (27.01-27.03.2020 г.) будет дана оценка влияния введенных в общеобразовательных организациях ограничений на использование личных устройств мобильной связи на концентрацию внимания детей, их умственную работоспособность, особенностям функционирования высшей нервной деятельности, адаптационного потенциала, напряжения зрительного анализатора.

В ходе мониторинга реализации общеобразовательными организациями методических рекомендаций по введению ограничений на использование устройств мобильной связи, проводимом совместно с Рособрнадзором РФ и Минпросвещения РФ, на 17.12.2019 г. информация внесена по 23 363 школам из 44589, имеющихся в базе (52,4%). Не вносилась информация директорами общеобразовательных организаций шести субъектов РФ: Дальневосточный ФО (Амурская область, Республика Саха); Приволжский ФО (Р.Башкоркостан, Р.Мордовия, Р.Татарстан), Центральный ФО (Москва).

В ходе оценки информации, внесенной директорами общеобразовательных организаций, были получены следующие данные:

1) Локальные нормативные акты приняты в 19 270 общеобразовательных организациях (82,4% от всех школ, внесших мониторинговую информацию).

2) Локальными нормативными актами принята различная степень ограничения: на уроках и переменах – 31,8%; только во время уроков – 62,2%; ограничение только в снижении громкости звонка – 6%.

3) Практически во всех школах, принятые ограничения затрагивают обучающихся всех классов (98,6%).

4) В 81,3% школ принятые локальными актами ограничения касаются как школьников, так и учителей.

5) Необходимость корректировки методик преподавания с учетом введенных локальными нормативными актами ограничений отметили 8,3% директоров школ (1646 организаций), т.е. ранее в этих школах в методике преподавания использовались личные (детей) устройства мобильной связи.

6) Локальными нормативными актами регламентированы места временного хранения сотовых телефонов, в т.ч. портфель – 74,7%, сейф – 2,3%, личные шкафчики – 1,1%, общие коробки – 12,3%, иное – 9,5%.

7) 89,2% директоров отметили, что при составлении локального нормативного акта было учтено мнение Совета обучающихся, 95,6% – Совета Родителей, 83,2% – Совета органов обучающихся, 93,4% – Совета органов работников.

Информация по субъектам РФ и Федеральным округам прилагается (приложение1).

Второй этап мониторинга введен с 25.11., этап предусматривал анкетирование школьников, их родителей (законных представителей) и педагогов.

В рамках второго этапа мониторинга анкетирование прошли 1 180 443 респондента (в т.ч. обучающиеся – 505 531 чел.; родители (законные представители) – 509 170 чел.; учителя – 165 742 чел.). Полученные в ходе анкетирования данные позволяют сделать выводы об эффективности введенных ограничений на использование сотовых телефонов (в рамках качественных критериев оценки):

1) повысилась внимательность обучающихся во время уроков (73,8% респондентов);

2) повысилась умственная работоспособность школьников (70,2%);

3) снизилась тревожность детей, обусловленная потерей телефона (68,1%), ожиданием звонка или смс (79,1%);

4) повысились вербальные коммуникации между детьми и педагогами (49,1%),

5) увеличился уровень двигательной активности обучающихся во время перемен (57,2%).

Количественные показатели эффективности принятых локальными актами ограничений использования устройств мобильной связи будут установлены в ходе реализации экспериментального этапа мониторинга (январь-март 2020 г.).

Сбор и корректировка данных в программном средстве «Мониторинг реализации методических рекомендаций по ограничению использования сотовых телефонов в общеобразовательных организациях» (1-2 этапы мониторинга) будет завершен 15.01.2020г.

 

Приложение 1.