Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В ходе мониторинга в программное средство «Мониторинг ограничений использования сотовых телефонов в школах», разработанное ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, внесена информация по 23 421 общеобразовательным организациям.

Установлено, что локальные нормативные акты приняты в 19 304 школ (82,4% от всех организаций, внесших мониторинговую информацию); ограничения введены на уроках и переменах в 31,9% школ, только во время уроков – 62,2% школ, ограничений нет – 5,9%; принятые ограничения затрагивают обучающихся с 1 по 11 классы (98,6%); в 81,3% школ принятые локальными актами ограничения касаются как школьников, так и учителей; регламентированы локации временного хранения сотовых телефонов - портфель – 74,7%, сейф – 2,3%, личные шкафчики – 1,1%, общие коробки – 12,4%, иное – 9,5%.

В рамках второго этапа мониторинга анкетирование прошли
1 193 630респондента (в т.ч. обучающиеся – 510 989 чел.; родители (законные представители) – 514 894 чел.; учителя – 167 630 чел.). Результаты анкетирования (второй этап): повысилась внимательность обучающихся во время уроков (73,1% респондентов), умственная работоспособность школьников (70,3%), вербальные коммуникации между детьми и педагогами (51,4%), уровень двигательной активности обучающихся во время перемен (59,0%). Снизилась тревожность детей, обусловленная потерей телефона (69,6%), ожиданием звонка или смс (79,7%).

В ходе третьего (экспериментального) этапа мониторинга (27.01-27.03.2020 г.) будет дана оценка влияния введенных в общеобразовательных организациях ограничений на использование личных устройств мобильной связи на концентрацию внимания детей, их умственную работоспособность, особенностям функционирования высшей нервной деятельности, адаптационного потенциала, напряжения зрительного анализатора.

В ходе мониторинга реализации общеобразовательными организациями методических рекомендаций по введению ограничений на использование устройств мобильной связи, проводимом совместно с Рособрнадзором РФ и Минпросвещения РФ, на 17.12.2019 г. информация внесена по 23 363 школам из 44589, имеющихся в базе (52,4%). Не вносилась информация директорами общеобразовательных организаций шести субъектов РФ: Дальневосточный ФО (Амурская область, Республика Саха); Приволжский ФО (Р.Башкоркостан, Р.Мордовия, Р.Татарстан), Центральный ФО (Москва).

В ходе оценки информации, внесенной директорами общеобразовательных организаций, были получены следующие данные:

1) Локальные нормативные акты приняты в 19 270 общеобразовательных организациях (82,4% от всех школ, внесших мониторинговую информацию).

2) Локальными нормативными актами принята различная степень ограничения: на уроках и переменах – 31,8%; только во время уроков – 62,2%; ограничение только в снижении громкости звонка – 6%.

3) Практически во всех школах, принятые ограничения затрагивают обучающихся всех классов (98,6%).

4) В 81,3% школ принятые локальными актами ограничения касаются как школьников, так и учителей.

5) Необходимость корректировки методик преподавания с учетом введенных локальными нормативными актами ограничений отметили 8,3% директоров школ (1646 организаций), т.е. ранее в этих школах в методике преподавания использовались личные (детей) устройства мобильной связи.

6) Локальными нормативными актами регламентированы места временного хранения сотовых телефонов, в т.ч. портфель – 74,7%, сейф – 2,3%, личные шкафчики – 1,1%, общие коробки – 12,3%, иное – 9,5%.

7) 89,2% директоров отметили, что при составлении локального нормативного акта было учтено мнение Совета обучающихся, 95,6% – Совета Родителей, 83,2% – Совета органов обучающихся, 93,4% – Совета органов работников.

Информация по субъектам РФ и Федеральным округам прилагается (приложение1).

Второй этап мониторинга введен с 25.11., этап предусматривал анкетирование школьников, их родителей (законных представителей) и педагогов.

В рамках второго этапа мониторинга анкетирование прошли 1 180 443 респондента (в т.ч. обучающиеся – 505 531 чел.; родители (законные представители) – 509 170 чел.; учителя – 165 742 чел.). Полученные в ходе анкетирования данные позволяют сделать выводы об эффективности введенных ограничений на использование сотовых телефонов (в рамках качественных критериев оценки):

1) повысилась внимательность обучающихся во время уроков (73,8% респондентов);

2) повысилась умственная работоспособность школьников (70,2%);

3) снизилась тревожность детей, обусловленная потерей телефона (68,1%), ожиданием звонка или смс (79,1%);

4) повысились вербальные коммуникации между детьми и педагогами (49,1%),

5) увеличился уровень двигательной активности обучающихся во время перемен (57,2%).

Количественные показатели эффективности принятых локальными актами ограничений использования устройств мобильной связи будут установлены в ходе реализации экспериментального этапа мониторинга (январь-март 2020 г.).

Сбор и корректировка данных в программном средстве «Мониторинг реализации методических рекомендаций по ограничению использования сотовых телефонов в общеобразовательных организациях» (1-2 этапы мониторинга) будет завершен 15.01.2020г.

 

Приложение 1.