Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

1. «Современные вопросы гигиены детей и подростков»

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Современные вопросы гигиены детей и подростков» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения.

 Задачи деятельности врача по гигиене детей и подростков:

 -планирование, организация, участие в проведении гигиенических, противоэпидемических, медико-профилактических мероприятий с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью охраны здоровья и снижения заболеваемости детей и подростков болезнями, обусловленными неблагоприятным влиянием факторов среды обитания и условий жизнедеятельности;

- изучение, оценку и прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды обитания;

- проведение научных исследований по полученной специальности.

 Цель обучения: на базе теоретической подготовки по вопросам формирования здоровья подрастающего поколения, факторам, влияющим на развитие заболеваемости у детей, физиолого-гигиеническим основам организации воспитания и обучения в современных общеобразовательных учреждениях, по вопросам деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков, освоить современные методы и умения необходимые для работы врача по гигиене детей и подростков.

 Перечень знаний, умений и владений

врача по гигиене детей и подростков по окончанию обучения:

 1.Должен владеть правовыми и законодательными основами деятельности врача по гигиене детей и подростков в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, знать принципы взаимодействия органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по вопросам охраны здоровья детей и подростков, анализировать и планировать свою работу, координировать её с другими специалистами и службами.

2.Уметь проводить объективную оценку факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых коллективов.

3.Проводить санитарно-эпидемиологические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний у детей.

4.Осуществлять контроль за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений.

5.Уметь давать гигиеническую оценку (сертификация) товаров и предметов детского ассортимента и материалов для их изготовления.

6.Проводить сертификацию продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для детей и подростков.

7.Участвовать в лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для детей и подростков.

Врач по специальности «Гигиена детей и подростков» при завершении курса осваивает следующие виды деятельности:

- оценка состояния здоровья детей и подростков и факторов, его определяющих;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за средой обитания и условиями жизнедеятельности населения;

- осуществление управленческой деятельности в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья детей и подростков;

-  осуществление воспитательной, педагогической и научно-практической работы;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов.

 Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Гигиена детей и подростков»

 Категория обучающихся: лица с высшим медицинским образованием

Срок обучения: 144 часа (4 недели, 1 месяц)

Режим занятий: 6 академических часов в день

Форма обучения: очная-заочная, заочная с использованием дистанционных образовательных технологий

 Распределение часов

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего

часов

в том числе

Форма

конт-

роля

лекции

самостоятельная работа

семинары

1.

Профессиональная подготовка

138

65

45

28

Зачет

2.

Итоговый контроль

6

-

-

-

Экзамен

 

ИТОГО

144

 

-

 

 

 

2. «Общая гигиена»

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Общая гигиена» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения.

Задачи деятельности врача по общей гигиене:

 - планирование, организация, участие в проведении гигиенических, противоэпидемических, медико-профилактических мероприятий с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью охраны здоровья человека и снижения заболеваемости населения болезнями, обусловленными неблагоприятным влиянием факторов среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

- изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды его обитания;

- проведение научно-практических и научных исследований по полученной специальности.

Цель обучения: повышение уровня профессиональной подготовки врачей по специальности «общая гигиена». Систематизация теоретических знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей. На основании цикла осуществляется подготовка к сдаче итогового контроля для получения сертификата специалиста.

 Перечень знаний, умений и владений

врача по общей гигиене по окончанию обучения:

 1.Владеть правовыми и законодательными основами деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

2.Знать основы теории и практики современной медицины, принципы взаимодействия органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по вопросам охраны здоровья населения.

3.Осуществлять сбор, статистическую обработку и анализ информации о состоянии здоровья населения и среды обитания, его определяющей, на основании учетных и отчетных форм и документов, предусмотренных государственной и отраслевой статистикой.

4.Проводить оценку состояния здоровья населения в целом и отдельных возрастно-половых групп населения по демографическим показателям (смертность, рождаемость, естественный прирост, продолжительность жизни); по показателям физического развития; по показателям заболеваемости инфекционными, неинфекционными и профессиональными болезнями.

5.Организовать совместно с другими специалистами предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры различных контингентов населения (дети, работающие различных отраслей и сфер деятельности).

6.Формулировать и оценивать гипотезы о причинно-следственных связях между состоянием здоровья и факторами среды обитания.

7.Использовать методы анализа для оценки и прогнозирования здоровья населения, управления здоровьем населения.

8.Осуществлять консультативную работу по всем видам деятельности в пределах своей компетенции.

9.Осуществлять оценку соответствия Техническим регламентам Таможенного Союза материалов, веществ, продовольственного сырья, пищевых продуктов, изделий и другой продукции, технологии их изготовления.

10.Проводить гигиеническую экспертизу новых видов сырья и химических соединений, продукции (изделий и материалов), внедряемых технологических процессов, оборудования, оборудования детских и подростковых учреждений, учебной мебели, одежды, обуви, учебных пособий, игрушек и предметов детского ассортимента.

11.Проводить гигиеническую оценку новых видов продуктов питания, пищевого сырья, пищевых добавок, пестицидов, минеральных удобрений, а также посуды, тары, инвентаря, упаковочных материалов, покрытий для технологического, холодильного и торгового оборудования пищевого назначения.

12.Осуществлять контроль за состоянием фактического питания, за организацией и качеством лечебно-профилактического и лечебного (диетического) питания.

13.Проводить физиологические исследования реакций организма во время трудового процесса для оценки работоспособности, тяжести и продолжительности труда и характера воздействия факторов производственной среды на организм работающих.

14.Осуществлять контроль за качеством хозяйственно-питьевого водоснабжения и источниками водопользования населения, а также за качеством воды водных объектов в местах рекреационного водопользования и в черте населенных мест, за качеством атмосферного воздуха населенных пунктов, воздухом рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей и воздушной средой учебно-воспитательных учреждений, за санитарным состоянием почвы населенных мест.

15.Оценивать и давать заключение по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований объектов среды обитания.

16.Проводить мероприятия в периоды экстремальных ситуаций (природные и техногенные катастрофы, аварии, напряженные ситуации), связанных с загрязнением или опасностью загрязнения окружающей среды и ухудшением условий жизни и здоровья населения.

17.Обосновывать и формировать управленческие цели и управленческие решения по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики профессиональной, инфекционной и неинфекционной заболеваемости.

18.Участвовать в разработке и реализации целевых программ, направленных на охрану здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

19.Принимать управленческие решения, планировать и организовывать выполнение мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

20.Организовывать и оценивать эффективность проведенных мероприятий по оздоровлению среды обитания и условий жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

 Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Гигиена детей и подростков»

 Категория обучающихся: лица с высшим медицинским образованием

Срок обучения: 144 часа (4 недели, 1 месяц)

Режим занятий: 6 академических часов в день

Форма обучения: очная-заочная, заочная с использованием дистанционных образовательных технологий

Распределение часов

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего

часов

в том числе

Форма

конт-

роля

лекции

самостоятельная работа

семинары

1.

Профессиональная подготовка

142

64

30

48

Зачет

2.

Итоговый контроль

2

-

-

-

Экзамен

 

ИТОГО

144

 

-

 

 

Новости

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора завершил экспериментальный этап исследования, направленного на изучение характеристик современного школьника в аспекте проблемы избыточной массы тела и ожирения

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора завершил экспериментальный этап исследования, направленного на изучение характеристик современного школьника в аспекте проблемы избыточной массы тела и ожирения. Исследование проведено на примере общеобразовательных организаций Новосибирской области. В работе были использованы гигиенические, эпидемиологические, клинико-диагностические, социологические и статистические методы исследования.

При проведении исследования наряду с анкетированием школьников и их родителей проводилась оценка питания детей в школе и дома, их режима дня, двигательной активности, измерение длины тела и массы, биоимпедансометрия, оценка основного обмена, состояния опорно-двигательного аппарата и стопы с использованием метода компьютерной топографии и электронной плантографии, оценка органа зрения с проведением рефрактометрии, биохимическое исследование крови, также был проведен ретроспективный и проспективный анализ распространенности избыточной массы тела и ожирения у школьников в возрастном и гендерном аспектах.

По итогам исследования были сделаны следующие выводы:

По структуре питания:

1.1. Основное питание школьников (горячие завтраки и обеды), организованное в общеобразовательных организациях, в полной мере соответствовало принципам здорового питания, не содержало запрещенных и не рекомендованных блюд и продуктов, было разнообразным, предусматривало ежедневную выдачу фруктов и (или) овощей, по показателям пищевой и биологической ценности соответствовало требованиям, регламентированным действующими санитарными нормам и правилам.

1.2. Дополнительное питание в общеобразовательной организации, в части набора блюд и продуктов, реализуемого в свободной продаже, преимущественно представлено выпечными и кондитерскими изделиями, сладкими фруктовыми напитками. Именно они и являются наиболее востребованными у школьников.

1.3. Домашнее питание детей характеризуется недостаточным количеством приемов пищи, дефицитом в структуре питания источников витаминов группы В, А, Д, С и клетчатки, изобилием не рекомендуемых для употребления в детском возрасте продуктов, содержащих высокое количество насыщенны жиров и соли, также отмечена проблема частого и в больших количествах потребления легких углеводов. В целом была характерна общая недооценка родителями значимости здорового повседневного питания в профилактике нарушений роста и развития детей, а также в формировании заболеваний, связанных с пищевым фактором.

2) По особенностям здоровья школьников с избыточной массой тела и ожирением:

2.1. По данным интервьюирования было выявлено, что у школьников с избыточной массой тела и ожирением в сравнении с показателями по детям с нормальной массой тела отмечались значимо БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ уровни заболеваемости по болезням системы кровообращения, плоскостопию, болезням щитовидной железы; пищевой аллергии. И БОЛЕЕ НИЗКИЕ показатели по заболеваемости анемиями и нарушениям осанки.

2.2. По материалам первичной учетной медицинской документации выявлены значимо БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ показатели распространенности пищевой аллергии и болезней системы кровообращения.

2.3. По результатам дополнительно обследования детей были выявлены БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ показатели распространенности нарушений зрения и сочетанности нарушений осанки и зрения (на 14,5%); содержания в крови холестерина, В-липопротеидов и лептина; в составе тела – процентного содержания жира и воды, внутриклеточной жидкости; более НИЗКИЕ показатели основного обмена.

3) По факторам, оказывающим влияние на распространенность ожирения и избыточной массы у детей: В ходе статистической обработки материалов были выявлены следующие значимые корреляционные связи (0,58≤r≤0,81; p≤0,05):

3.1. Между «ожирением у двоих родителей» и «заболеваемостью детей с избыточной массой тела и ожирением болезнями системы кровообращения и болезнями щитовидной железы»;

3.2. Между «ожирением второй и третьей степени у матерей» и «пищевой аллергией у детей»;

3.3. Между «сочетанием ежедневного употребления колбасных изделий, сдобной выпечки и конфет (чаще 1 раза в 3 дня), тортов и (или) пирожных, фаст-фуда (чаще 1 раза в неделю)» и «избыточной массой и ожирением у школьников»;

3.4. Между «привычкой добавления в чай трех и более ложек сахара, вместе с привычкой досаливания пищи» и «уровнем заболеваемости болезнями системы кровообращения у детей с избыточной массой тела и ожирением»;

3.5. Между «употреблением чипсов, кетчупа и майонеза с частотой не реже 1 раза в неделю» и «распространённостью заболеваний органов пищеварения у детей с избыточной массой тела и ожирением». Также были получены новые данные: о недостаточной информативности индекса массы тела в оценке и индикации избыточной массы тела и ожирения у детей старше 14 лет, определяющей необходимость проведения для этой когорты детей дополнительно биоимпедансометрии; о недостаточной информативности расчетных формул W. Schofield, 1985 (3-17 лет), W. Schofield, 1985 (11-17 лет) для оценки основного обмена у детей с избыточной массой тела и ожирением, не коррелирующей по данной группе детей с показателями состава тела, в отличии от иных расчётных формул (J. Harris, F. Benedict, 1918; ВОЗ (WHO), 1985; IOM, 2005).

По результатам работы была разработана модель профилактики избыточной массы тела и ожирения у школьников для последующей ее реализации в условиях семьи и школы, обоснована значимость индивидуального подхода в условиях школы в организации питания детей с избыточной массой тела и с ожирением; проведены расчеты ожидаемой эффективности по отдельным компонентам модели. Модель планируется в ближайшей перспективе отработать в рамках реализуемого Институтом проекта «Сибирская школа - территория здоровья».

19 мая 2022 г. состоялось заседание Учёного совета ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора

19 мая 2022 года состоялось заседание Учёного совета ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, в ходе заседания обсуждались: итоги работы по темам: «Сравнительная социально-гигиеническая оценка портрета современного школьника и факторов риска избыточной массы тела (на примере Новосибирской области)»;  «Инновационные подходы в решении проблемы гиповитаминозов и микроэлементозов для населения Арктической зоны»; дизайн исследования по теме: «Изучение процессов клеточного старения и биологического возраста, работающих с различными факторами производственной вредности в управлении трудовым долголетием»; итоги деятельности профпатологической службы в Новосибирской области за 2020-2021 годы, задачи на 2022 год; итоги оценки результативности института в 2021 году -  наукометрические показатели отделов в разрезе тем госзадания.

19 мая 2022 г. состоится заседание Учёного совета ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора

19 мая 2022 года состоится заседание Учёного совета ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, на котором будут обсуждаться итоги работы по темам: «Сравнительная социально-гигиеническая оценка портрета современного школьника и факторов риска избыточной массы тела (на примере Новосибирской области)»;  «Инновационные подходы в решении проблемы гиповитаминозов и микроэлементозов для населения Арктической зоны»; дизайн исследования по теме: «Изучение процессов клеточного старения и биологического возраста, работающих с различными факторами производственной вредности в управлении трудовым долголетием»; итоги деятельности профпатологической службы в Новосибирской области за 2020-2021 годы, задачи на 2022 год и итоги оценки результативности института в 2021 году.

22 апреля 2022 г. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора принял участие в панельной дискуссии «Родительский контроль школьного питания 3.0»

22 апреля 2022 г. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора принял участие в панельной дискуссии «Родительский контроль школьного питания 3.0», проведенной по инициативе Федерального центра мониторинга питания обучающихся.

В дискуссии приняли участие Общественная палата Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, Национальная родительская ассоциация, руководители общеобразовательных организаций и ответственные за организацию питания, представители региональных общественных организаций.

В ходе дискуссии были рассмотрены региональные практики организации и проведения родительского контроля, предложены к разработке критерии рейтингования субъектов РФ по качеству и безопасности питания школьников на основе результатов родительского контроля, а также операторов питания.

В ходе дискуссии Институт представил результаты работы Новосибирской области и субъектов РФ в ПС «Мониторинг питания и здоровья» в сервисе «Родительский контроль», подчеркнул значимость системного подхода в организации родительского контроля, необходимости динамического наблюдения за его результатами и принятием оперативных мер реагирования в случае выявления проблемных вопросов. Обратил внимание, что на сегодняшний день данный сервис используется общеобразовательными организациями 49 субъектов РФ и предоставляется всем на безвозмездной основе. Разобрал типовые ошибки в организации контрольных мероприятий и привел положительные практики, демонстрирующие системный подход в проведении контроля и оценке результатов. Также было указано на необходимость специальной подготовки родителей компетенциям родительского контроля. Представлена практика прохождения обучения по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания» - родительский контроль, разработанной Роспотребнадзором.

На все поступившие вопросы, даны исчерпывающие ответы.