Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

1. «Современные вопросы гигиены детей и подростков»

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Современные вопросы гигиены детей и подростков» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения.

 Задачи деятельности врача по гигиене детей и подростков:

 -планирование, организация, участие в проведении гигиенических, противоэпидемических, медико-профилактических мероприятий с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью охраны здоровья и снижения заболеваемости детей и подростков болезнями, обусловленными неблагоприятным влиянием факторов среды обитания и условий жизнедеятельности;

- изучение, оценку и прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды обитания;

- проведение научных исследований по полученной специальности.

 Цель обучения: на базе теоретической подготовки по вопросам формирования здоровья подрастающего поколения, факторам, влияющим на развитие заболеваемости у детей, физиолого-гигиеническим основам организации воспитания и обучения в современных общеобразовательных учреждениях, по вопросам деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков, освоить современные методы и умения необходимые для работы врача по гигиене детей и подростков.

 Перечень знаний, умений и владений

врача по гигиене детей и подростков по окончанию обучения:

 1.Должен владеть правовыми и законодательными основами деятельности врача по гигиене детей и подростков в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, знать принципы взаимодействия органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по вопросам охраны здоровья детей и подростков, анализировать и планировать свою работу, координировать её с другими специалистами и службами.

2.Уметь проводить объективную оценку факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых коллективов.

3.Проводить санитарно-эпидемиологические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний у детей.

4.Осуществлять контроль за проектированием, строительством и реконструкцией детских и подростковых учреждений.

5.Уметь давать гигиеническую оценку (сертификация) товаров и предметов детского ассортимента и материалов для их изготовления.

6.Проводить сертификацию продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для детей и подростков.

7.Участвовать в лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для детей и подростков.

Врач по специальности «Гигиена детей и подростков» при завершении курса осваивает следующие виды деятельности:

- оценка состояния здоровья детей и подростков и факторов, его определяющих;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за средой обитания и условиями жизнедеятельности населения;

- осуществление управленческой деятельности в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья детей и подростков;

-  осуществление воспитательной, педагогической и научно-практической работы;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью детских и подростковых организованных коллективов.

 Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Гигиена детей и подростков»

 Категория обучающихся: лица с высшим медицинским образованием

Срок обучения: 144 часа (4 недели, 1 месяц)

Режим занятий: 6 академических часов в день

Форма обучения: очная-заочная, заочная с использованием дистанционных образовательных технологий

 Распределение часов

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего

часов

в том числе

Форма

конт-

роля

лекции

самостоятельная работа

семинары

1.

Профессиональная подготовка

138

65

45

28

Зачет

2.

Итоговый контроль

6

-

-

-

Экзамен

 

ИТОГО

144

 

-

 

 

 

2. «Общая гигиена»

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Общая гигиена» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения.

Задачи деятельности врача по общей гигиене:

 - планирование, организация, участие в проведении гигиенических, противоэпидемических, медико-профилактических мероприятий с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью охраны здоровья человека и снижения заболеваемости населения болезнями, обусловленными неблагоприятным влиянием факторов среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

- изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды его обитания;

- проведение научно-практических и научных исследований по полученной специальности.

Цель обучения: повышение уровня профессиональной подготовки врачей по специальности «общая гигиена». Систематизация теоретических знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей. На основании цикла осуществляется подготовка к сдаче итогового контроля для получения сертификата специалиста.

 Перечень знаний, умений и владений

врача по общей гигиене по окончанию обучения:

 1.Владеть правовыми и законодательными основами деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

2.Знать основы теории и практики современной медицины, принципы взаимодействия органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по вопросам охраны здоровья населения.

3.Осуществлять сбор, статистическую обработку и анализ информации о состоянии здоровья населения и среды обитания, его определяющей, на основании учетных и отчетных форм и документов, предусмотренных государственной и отраслевой статистикой.

4.Проводить оценку состояния здоровья населения в целом и отдельных возрастно-половых групп населения по демографическим показателям (смертность, рождаемость, естественный прирост, продолжительность жизни); по показателям физического развития; по показателям заболеваемости инфекционными, неинфекционными и профессиональными болезнями.

5.Организовать совместно с другими специалистами предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры различных контингентов населения (дети, работающие различных отраслей и сфер деятельности).

6.Формулировать и оценивать гипотезы о причинно-следственных связях между состоянием здоровья и факторами среды обитания.

7.Использовать методы анализа для оценки и прогнозирования здоровья населения, управления здоровьем населения.

8.Осуществлять консультативную работу по всем видам деятельности в пределах своей компетенции.

9.Осуществлять оценку соответствия Техническим регламентам Таможенного Союза материалов, веществ, продовольственного сырья, пищевых продуктов, изделий и другой продукции, технологии их изготовления.

10.Проводить гигиеническую экспертизу новых видов сырья и химических соединений, продукции (изделий и материалов), внедряемых технологических процессов, оборудования, оборудования детских и подростковых учреждений, учебной мебели, одежды, обуви, учебных пособий, игрушек и предметов детского ассортимента.

11.Проводить гигиеническую оценку новых видов продуктов питания, пищевого сырья, пищевых добавок, пестицидов, минеральных удобрений, а также посуды, тары, инвентаря, упаковочных материалов, покрытий для технологического, холодильного и торгового оборудования пищевого назначения.

12.Осуществлять контроль за состоянием фактического питания, за организацией и качеством лечебно-профилактического и лечебного (диетического) питания.

13.Проводить физиологические исследования реакций организма во время трудового процесса для оценки работоспособности, тяжести и продолжительности труда и характера воздействия факторов производственной среды на организм работающих.

14.Осуществлять контроль за качеством хозяйственно-питьевого водоснабжения и источниками водопользования населения, а также за качеством воды водных объектов в местах рекреационного водопользования и в черте населенных мест, за качеством атмосферного воздуха населенных пунктов, воздухом рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей и воздушной средой учебно-воспитательных учреждений, за санитарным состоянием почвы населенных мест.

15.Оценивать и давать заключение по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований объектов среды обитания.

16.Проводить мероприятия в периоды экстремальных ситуаций (природные и техногенные катастрофы, аварии, напряженные ситуации), связанных с загрязнением или опасностью загрязнения окружающей среды и ухудшением условий жизни и здоровья населения.

17.Обосновывать и формировать управленческие цели и управленческие решения по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики профессиональной, инфекционной и неинфекционной заболеваемости.

18.Участвовать в разработке и реализации целевых программ, направленных на охрану здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

19.Принимать управленческие решения, планировать и организовывать выполнение мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

20.Организовывать и оценивать эффективность проведенных мероприятий по оздоровлению среды обитания и условий жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

 Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Гигиена детей и подростков»

 Категория обучающихся: лица с высшим медицинским образованием

Срок обучения: 144 часа (4 недели, 1 месяц)

Режим занятий: 6 академических часов в день

Форма обучения: очная-заочная, заочная с использованием дистанционных образовательных технологий

Распределение часов

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего

часов

в том числе

Форма

конт-

роля

лекции

самостоятельная работа

семинары

1.

Профессиональная подготовка

142

64

30

48

Зачет

2.

Итоговый контроль

2

-

-

-

Экзамен

 

ИТОГО

144

 

-

 

 

Новости

16 сентября 2021 г. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора принял участие в Республиканском родительском собрании по вопросам контроля за организацией горячего питания в общеобразовательных организациях Республики Хакасия

16 сентября 2021 г. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, совместно с Министерством образования и науки Республики Хакасия, принял участие в проведении республиканского родительского собрания, посвященного вопросам контроля за организацией горячего питания в общеобразовательных организациях.

Родителям были представлены результаты оценки структуры и динамики заболеваемости детей за период 1991-2019 гг., даны пояснения причин основных трендов, эффективности реализованных мер популяционной профилактики нарушений здоровья, регулируемых на федеральном уровне. Обращено внимание на факторы риска и мерах их предотвращения. Подробно рассмотрен алгоритм проведения родительского контроля и организации питания детей, страдающих заболеваниями, требующими индивидуального подхода в организации питания. Детально рассмотрены принципы здорового питания и, обращено внимание на необходимости преемственности домашнего питания питанию школьному, а не наоборот.

15.09.2021 состоится открытие мемориальной доски в память директора Института - Горбачева Евгения Матвеевича.

В ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора 15.09.2021 состоится открытие мемориальной доски в память директора Института - Горбачева Евгения Матвеевича.

Евгений Матвеевич в 1942 г. окончил Новосибирский медицинский институт. С 1951 г. по 1995г. работал в Новосибирском НИИ гигиены, сначала в должности руководителя лаборатории токсикологии. В 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "К токсикологии некоторых алифатических аминов". С 1959 г. по 1990 г. был директором Новосибирского научно-исследовательского санитарного института. С 1990 г. по 1992 г. являлся ведущим научным сотрудником отдела медицинской информации института, с 1992 по 1995 г. занимался статистикой в клиническом отделе.

С 1960 по 1990 г. Горбачев - бессменный председатель правления Новосибирского отделения Всероссийского общества гигиенистов и санврачей, член правления Всесоюзного и республиканского обществ гигиенистов и санврачей, член редколлегии журнала "Гигиена и санитария".

Награжден орденом "Знак Почета", юбилейной медалью "За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", значком "Отличник здравоохранения". В 1981 г. Горбачеву присвоено почетное звание "Заслуженный врач РСФСР".

27 августа 2021 г. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора принял участие в ток-шоу «Научный холодильник» от Информационного центра по атомной энергии г. Новосибирска

27 августа 2021 г. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора принял участие в ток-шоу «Научный холодильник» от Информационного центра по атомной энергии г. Новосибирска.

Спикером ток-шоу от Института выступил:

Сергей Павлович Романенко, к.м.н., младший научный сотрудник.

Участники ток-шоу «Научный холодильник: чипсы» узнали о современных технологиях выращивания картофеля, особенностях создания новых сортов и гибридов; смогли проникнуть в секреты химических процессов превращения картофеля в чипсы, рассмотрели роль пищевых добавок при приготовлении и хранении хрустящего лакомства. Участникам было разъяснено о причинах и следствиях устойчивого потребления фаст-фуда, плюсах и минусах потребления фаст-фуда в целом и чипсов в частности, основных рисков потребления фаст-фуда детьми и взрослыми, современных тенденциях трансформации гастрономической культуры и основных принципах здорового питания.